Предвыборная программа

Любая программа представляет собой ни что иное, как расписанные по времени определенные мероприятия и необходимые для их осуществления ресурсы. Даже действующие депутаты, зная условия работы, в своих выступлениях представляют избирателям не программы, а простые тезисы. Тем более, сложно составить программу действий не обладая полнотой информации о реальных условиях работы депутата. Более того, депутат в ходе исполнения своих служебных обязанностей в большей степени решает не вопросы своей предвыборной программы, а целый ряд вопросов (например, международные соглашения), о реализации которых он даже не задумывался. Поэтому я представляю Вашему вниманию не программу действий (ее можно составить только будучи депутатом), а перечень направлений развития Беларуси, в отношении которых я намерен приложить максимальные усилия, а также свой взгляд на различные аспекты жизни государства.

 

 

Национальная безопасность Беларуси

 

Безопасность важна для сохранения уверенности в завтрашнем дне, а значит для возможности планировать свою деятельность и развитие всего государства в будущем. Более того, напрасны все начинания, если они не защищены. Поэтому считаю вопрос национальной безопасности одним из ключевых в жизни государства. Многие забывают о важности данного направления, пытаются снизить финансирование в кризисные времена, снижают значимость обеспечения национальной безопасности во внешней политике в угоду, например, экономике. К чему это может привести...? Даже в нашем округе достаточно напоминаний: Хатынь, Дальва, Курган Славы и целый ряд меньших памятников.

Напомню, что в соответствии со статьей 97 Конституции Республики Беларусь, рассмотрение проектов законов, в том числе и о военной доктрине, относится к компетенции Палаты представителей, т.е. депутатов. В целом, я сторонник оборонительной доктрины, но считаю необходимым внести в нее дополнения о возможности нанесения превентивных и упреждающих ударов, чем уже широко пользуются, в частности, Россия и США. Для нас это более важно, чем для указанных государств, ввиду малой территории.

Учитывая, что наши вооруженные силы уже 23 года не участвовали в боевых действиях (что, конечно же, замечательно), считаю необходимым для вооруженных сил активно перенимать опыт по ведению войн в современных условиях. Причем не только по аналитическим обзорам, но и на практике. А именно, принимать активное участие в операциях, осуществляемых только под эгидой ООН. При этом, считаю необходимым внести в статью 5 Закона Республики Беларусь «О порядке направления военнослужащих… за пределы Республики Беларусь для участия в деятельности по поддержанию международного мира и безопасности» поправку, согласно которой военнослужащие направляются за пределы Беларуси не по решению Президента, а по решению Парламента (Палаты представителей и Совета Республики, с последующим одобрением Президента). Конечно же, за рубеж должны направляться ТОЛЬКО военнослужащие контрактной службы и ТОЛЬКО при добровольном (формальном и реальном) согласии. В настоящее время Указом Президента от 02.08.2010 г. №400 в Ливанскую Республику направлена группа, которая включает всего лишь одного офицера штаба (остальные медицинские работники и специалисты по вопросам военно-гражданского взаимодействия). Считаю, что качественно состав должен быть обратным – необходимо большее участие офицеров, тем более, что в ВС РБ есть отдельная миротворческая рота, которая только участвует в учениях, но не применяется по прямому предназначению. Т.е. по сути, затратное подразделение даже в военном смысле.

Активное участие наших представителей в опрециях по поддержанию мира, проводимых под эгидой ООН, по моему мнению, необходимо и еще по одной причине. В соответствии со статьей 23 Устава ООН, Генеральная Ассамблея избирает десять других Членов Организации в качестве непостоянных членов Совета Безопасности, уделяя, в особенности, должное внимание, в первую очередь, степени участия Членов Организации в поддержании международного мира и безопасности. Участие Беларуси в Совете безопасности ООН дает реальный шанс проводить более самостоятельную политику и иметь некий политический рычаг в международных делах. Беларусь была непостоянным членом СБ ООН в 1974-1975 гг. как БССР и упустила шанс в своей независимой истории в 2002-2003 гг. Поэтому, на внешнеполитическом направлении следует уделить серьезнейшее внимание для вхождения Беларуси в СБ ООН.

 Я являюсь противником отказа от службы по призыву, поскольку это приведет к резкому снижению мобилизационного резерва, который важен для полноценной территориальной обороны. При этом считаю хорошим нововведением службу в резерве, но проходить она должна не как в пионерском лагере «Зорька», а должно проводиться эффективное практико-ориентированное обучение. Однако, качество обучения военнослужащих это уже не компетенция депутатов (разве, что в порядке общественного контроля).

Несмотря на наличие договоров с Российской Федерацией и договоров в рамках ОДКБ, считаю необходимым все же сосредоточить усилия на построении обороны только своими силами. Ведь полагаться в защите своей Родины на другое государство (сколь бы дружественным оно не было) может только глупец или предатель. Более того, быть государством нейтральным нас призывает и Конституция Беларуси. Многие могут сказать, что мы маленькое государство и не сможем противостоять эвентуальному противнику самостоятельно. Я с этим не согласен, поскольку оборона государства не сводится только к численности вооруженных сил и мощи оружия. Важную роль в обороне государства играет умелое осуществление внешней политики, а так же осведомленность государства о происходящих политических, социальных и экономических процессах в различных государствах. В этой связи, считаю необходимым совершенствовать и усиливать проведение разведывательных мероприятий в отношении государств и негосударственных организаций, не только являющихся эвентуальными противниками, но и зависимость от которых у нас велика. Помимо военной, приоритетными направлениями разведывательной деятельности в современных условиях считаю экономическую и научно-техническую разведки.

Несмотря на то, что иностранные организованные террористические группировки нам не угрожают (по крайней мере, существенно), считаю необходимым для антитеррористических и дипломатических служб уделять серьезное внимание подобным организациям, даже если они находятся на другом континенте. Терроризм, нужно признать, стал неотъемлемой частью международной политики, что необходимо учитывать и нам. Более того, в условиях глобализации любое явление, зародившееся, например, в Никарагуа может быстро распространиться и на нас. Что касается террористов одиночек, то это проблема многих государств. С ними сложнее бороться ввиду слабой предсказуемости и большей автономности их действий. Но, тем не менее, современные технические средства позволяют бороться и с ними, не ущемляя права и свободы граждан. Так, в частности, существуют автоматизированные средства обнаружения взрывчатых веществ (в независимости от того, содержат они металлические убойные элементы или нет). Несомненно, об их существовании спецслужбам давно известно (недавно было заявлено об установке таких систем в метро). Таким образом, случившийся 11.04.2011 г. взрыв в метро является следствием пассивности работы Совета безопасности, которая повлекла людские жертвы. К сожалению, у нас многое, в том числе и законодательство, создается постфактум. А ведь работа законодателя и исполнительной власти должна быть направлена не только (и не столько) на решение текущих задач, но и на предотвращение потенциальных проблем и создание условий развития.

 Немаловажным аспектом обеспечения безопасности государства является способность противостоять информационным угрозам, в том числе и в военное время.  К сожалению, следует признать наш практически полный провал в этом отношении. Отсутствуют специалисты в нужном количестве и качестве. В отличие от нас, все близлежащие страны проводят качественную подготовку специалистов, развивают и апробируют новые методы в информационно-психологических операциях (ИПО), в том числе и в военных операциях (например, Россия в войне с Грузией, Польша в операциях по поддержанию мира в Боснии, Косово и Афганистане). Занимаясь некоторое время этой проблематикой лично, могу сказать, что все открытые работы наших «специалистов» в этой сфере являются лишь копированием иностранных (подавляющее большинство российских) работ с попыткой адаптации к белорусским реалиям и некими обзорами. В целом, уровень информационной безопасности Беларуси находится на уровне 40-60-х годов прошлого века. Вся информационная работа сводится к распространению и поддержанию единой идеологии без понимания ее отличия от информационно-психологической работы. Более того, даже идеологической работой занимаются непрофессионалы, которые способны лишь зачитать конспект. Даже если у них будет искреннее стремление укрепить безопасность Беларуси, в быстро изменяющейся обстановке они могут скорее навредить. Поясню почему. Многие зарубежные источники по ИПО прямо или вскользь отмечают нежелательность навязывания единой идеологии государства. Нужно уметь доносить основные стремления и ценности государства более «тонкими» и умелыми методами. К основным недостаткам осуществления единой идеологии государства относятся: полное понимание потенциальным противником слабых мест государства (которые в той или иной степени прикрываются идеологией) и чрезмерная (особенно у нас) инерционность и «неповоротливость» идеологического аппарата. Последний пункт в угрожаемый период может привести к быстрой и полной потере обороноспособности в информационной сфере. Поэтому политика государства в данном направлении нуждается в серьезнейшем пересмотре.

Что касается внутренней безопасности, то здесь ключевыми аспектами, по моему мнению, является борьба с коррупцией и организованной преступностью. Под борьбой с коррупцией я подразумеваю не популистское наказание врача или педагога, получивших конфеты, коньяк или цветы. Борьба с коррупцией должна быть направлена, прежде всего, на устранение предпосылок использования служебного положения в корыстных целях, а так же на обеспечение неотвратимого и серьезного наказания. Одним из возможных способов снижения коррупционных проявлений (в частности, взяточничества) является снижение времени личного общения чиновника с гражданами посредством автоматизации ряда административно-финансовых процедур. Появление новых технологий и методов создает предпосылки так же и для возникновения новых коррупционных схем, а значит необходимо совершенствовать законодательство о борьбе с коррупцией. Что касается наказания, то я против возможности избежать его путем возмещения ущерба. Подобное можно применять в отношении небольших краж, но не коррупции. Наказание за коррупционные преступления должно быть серьезным (в том числе и пожизненное лишение права занятия государственной должности), иначе мы будем бороться с коррупцией вечно. В борьбе с организованной преступностью необходимы не только активные оперативно-розыскные мероприятия внутри страны, но и за ее пределами, дабы на корню пресечь даже самое малое проникновение преступного мира соседних государств в нашу республику.

Безусловно, для эффективного обеспечения национальной безопасности необходимы профессиональные и преданные службе Родине кадры, сохранить и улучшить которые можно только создав для них   офицеров вооруженных сил, милиции, следственного комитета и органов государственной безопасности  достойные условия работы и жизни. Более того, в период проходящих сейчас экономических преобразований нецелесообразно сокращать количество сотрудников силовых структур, поскольку это может отразиться на росте преступности подобно России 90-х.

 Внутреннюю и внешнюю безопасность проблематично обеспечить, если общество расколото. В настоящее время Беларусь расколота на две группы: «провластных» и «оппозиционных» граждан. Я выступаю за консолидацию белорусского общества, готов содействовать конструктивному диалогу между названными группами. Для недопущения подобного раскола в будущем, считаю, что финансирование молодежной политики не должно сводиться лишь к деятельности БРСМ, а должно учитывать интересы всей молодежи.

 

 

Мое отношение к смертной казни

 

Я являюсь сторонником применения смертной казни, как исключительной меры наказания. Но при этом считаю необходимым внести в ст. 175 Уголовно-исполнительного и Уголовно-процессуальный кодекс поправку примерно следующего содержания (конкретная формулировка возможна только после полноценной разработки и согласования со специалистами): смертный приговор не может быть приведен в исполнение в течение 2-3 лет после вынесения приговора. По истечении указанного срока должна быть создана новая следственная группа, целью которой является выявление вновь открывшихся обстоятельств дела, а также дополнительная проверка правомерности предыдущих следственных мероприятий. После повторного рассмотрении дела в суде и признании приговора правомерным, действует ст. 175 УИК. К сожалению, в Беларуси есть прецедент расстрела невиновного, поэтому считаю внесение данной поправки необходимым.

 

 

Экономика

 

Проведением реформ не должны руководить только экономисты или политики (зачастую просто политиканы). Любые политические движения сказываются на экономике – например, управление ожиданием: люди и предприятия ждут, что после выборов будет девальвация рубля, идут в «обменники» и скупают валюту – вот она девальвация, как итог неумелой информационной работы и отсутствия политического доверия. В то же время, ряд «книжных» экономических реформ (как в России 90-х) может привести к социальным потрясениям и смене политического курса. Поэтому разработка экономического законодательства должна осуществляться открыто и с участием как экспертов, так и общественных объединений и граждан. Такое взаимодействие позволит избежать экономики популизма и снизит вероятность кризисов.

Безусловно, что экономическое законодательство Беларуси (в частности, налоговое и инвестиционное) нуждается в преобразовании. Это обусловлено хотя бы тем фактом, что Беларусь входит в единое экономическое пространство с РФ и Казахстаном. Одно из требований ЕЭП – унификация экономик. Экономики РФ и Казахстана являются рыночными, а значит и наша экономика должна будет стать таковой.

Развитие экономики должно сопровождаться созданием полноценного финансового рынка, иначе возможен отток капитала в Россию и другие страны. Законодательство в этой сфере у нас слабое или отсутствуют определенные его части (например, отсутствует законодательство о паевых инвестиционных фондах).

Необходимо развитие условий для индивидуальных предпринимателей, что позволит выделить грамотных и инициативных руководителей перспективных бизнесов – повысить общее качество управления малым и средним бизнесом. Так же считаю необходимым увеличивать вклад малого и среднего бизнеса в ВВП страны.

Что касается инвестиционного законодательства, то необходимо повысить его предсказуемость. Значительную часть экономического законодательства составляют Декреты Президента Республики Беларусь, которые, в соответствии со ст. 101 Конституции, носят временный характер. Считаю необходимым, провести полноценную кодификацию экономического законодательства. Для повышения гарантий инвесторам от изменения законов (декретов), по моему мнению, необходимо вернуть первоначальную редакцию статьи 79 Инвестиционного кодекса, а именно: В случае, если акты законодательства Республики Беларусь, принятые после создания коммерческой организации с иностранными инвестициями, ухудшают положение и условия деятельности для иностранных инвесторов и создаваемых с их участием коммерческих организаций с иностранными инвестициями (то есть на них возлагаются дополнительные либо увеличенные в сравнении с ранее существовавшими обязанности или они ограничиваются в правах либо лишаются имевшихся прав), то к иностранным инвесторам, коммерческой организации с иностранными инвестициями и (или) иностранным инвестициям в течение пяти лет с даты приобретения юридическим лицом статуса коммерческой организации с иностранными инвестициями применяется законодательство, действовавшее на дату регистрации коммерческой организации с иностранными инвестициями.

Считаю необходимым как можно меньше брать связные кредиты за рубежом.

Несмотря на то, что я сторонник рыночной экономики, я выступаю против приватизации крупных эффективных госпредприятий, в частности, таких как Белкалий, БелАЗ, МТЗ, Мозырский и Новополоцкий  нефтеперерабытывающие заводы и другие.  Тем не менее, госпредприятия необходимо переводить на равные рыночные условия и принципы хозяйствования, чего требует статья 13 Конституции. Но здесь вопрос в большей степени упирается в руководящие кадры, что не относится к компетенции депутатов.

Только устойчиво развивающаяся экономика позволит обеспечить действительный рост государственного пенсионного обеспечения и социальных гарантий. Необходимо также сформировать законодательную базу для развития надежных частных систем дополнительных пенсионных накоплений граждан.

 

 

 Здравоохранение и демография

 

Основные причины смертности населения Беларуси – заболевания сердечнососудистой системы (около 50%) и онкологические заболевания (около 13%). Поэтому считаю необходимым законодательно закрепить право граждан на полностью бесплатное и качественное обследование, профилактику и лечение указанных заболеваний.

Необходимо снизить потребление алкоголя на душу населения ниже 8л. Для сохранения производящих алкогольную продукцию предприятий необходимо переориентировать их на экспорт.

Учитывая плохое транспортное сообщение в сельской местности, важно развивать дистанционную медицину на базе, в частности, ФАПов.

Мы говорим о бесплатной медицине у нас в стране, однако, взгляните на интернет-порталы, объявления в банках, газетах – сколько детей (я уже не говорю о взрослых) нуждается в деньгах на операции, которые у нас пока не проводят! При этом, родителям приходится многое перетерпеть, пока они соберут деньги – и боль детей, и унижения. Поэтому часть резервных фондов от исполкомов до Президента (по мере их наполнения) необходимо направлять на эти нужды. Да они предназначены, в том числе, и на случай катастроф, однако, не катастрофа ли болезнь ребенка? Дополнительно нужно расширять специализацию существующих РНПЦ и отправлять хирургов на обучение и стажировки в специализированные клиники.

Для снижения смертности и продолжительности жизни необходимо увеличивать в Беларуси долю интеллектуального труда. Ведь в сравнении с физическим трудом для него характерны меньшие износ организма и травмоопасность.

В Беларуси 66% семей с одним ребенком, 29% с двумя детьми и лишь  5%  имеют 3 и более детей.  Простая математика говорит, что для существенного увеличения рождаемости необходимо стимулировать рождаемость (оказывать поддержку) в семьях с одним и двумя детьми, а не сосредотачиваться на многодетных семьях.

Считаю необходимым предоставлять гражданам две попытки на экстракорпоральное оплодотворение за счет республиканского и местных бюджетов.

Для поддержания здоровья населения считаю более правильным тратить деньги на создание малых спортзалов на предприятиях и организациях (особенно в организациях с преимущественно малоподвижной работой), а не на строительство крупных спорткомплексов.

 

 

О правах инвалидов

 

В законодательном плане считаю необходимым присоединение Республики Беларусь к Конвенции ООН о правах инвалидов, а также четко прописать и усилить ответственность за нарушение прав инвалидов. Для обеспечения полноценной жизни инвалидов считаю, что основной упор должен быть сделан на специальное образование людей с ограниченными возможностями (в частности, с нарушениями опорно-двигательного аппарата). Поясню, что я под этим подразумеваю. В настоящее время предостаточно рабочих мест с достойной оплатой, но с крайне малоподвижной работой – работа в офисе. Более того, современные информационные технологии позволяют прилично зарабатывать и находясь дома. Поэтому и необходимо содействовать получению качественного образования в сфере информационных технологий и различного рода интеллектуального труда. Но конкретные программы поддержки инвалидов утверждаются, как правило, постановлениями Совмина и Указами Президента. Так что роль депутата здесь сводится к личному участию в решении проблем на местах и доведению необходимых сведений до разработчиков программ.

 

 

Энергобезопасность

 

Рельеф Логойского района позволяет эффективно использовать ветроэнергетику, тем самым снизить зависимость от поставок зарубежных энергоресурсов. В целом для Беларуси (по различным оценкам) можно достичь мощности, вырабатываемой ветроэнергетикой, от 1000 до 4000 МВт. Для сравнения, мощность строящейся сейчас в Беларуси атомной электростанции 2400 МВт. Несомненно, ветроэнергетика более безопасна и не требует топлива в отличие от АЭС.

Смолевичский и Логойский районы обладают значительными запасами леса и торфа. В целом по стране ежегодный прирост древесины в разы превышает объемы ее заготовки лесохозяйственными организациями. Опыт таких стран как Дания, Швеция, Финляндия показывает, что на основе эффективного использования местных энергоресурсов (древесина, торф и др.) можно покрыть значительную часть потребностей в электрической и тепловой энергии, а также моторного топлива. Атомная энергетика и возобновляемые источники энергии совместно способствуют устойчивому развитию современных государств.

Являясь сторонником использования ядерных технологий в Беларуси (кроме атомной станции ядерная энергия широко используются в медицине и технике) считаю, что их развитие необходимо осуществлять под пристальным общественным контролем.

Для развития энергетики на основе возобновляемых ресурсов среди населения, считаю целесообразным кредитовать население под низкий процент (компенсируемый государством) для покупки оборудования автономного энергообеспечения.

 

 

 Сельское хозяйство

 

Основные угрозы для сельскохозяйственных производителей Беларуси – ограниченный рынок сбыта (по сути, только Россия) и вступление РФ в ВТО, условия которого (снижение господдержки) переносятся и на нас. Поэтому считаю необходимым стимулировать производство полного цикла продуктов питания в Беларуси и последующий экспорт в различные страны, а также при принятии международных соглашений в рамках ТС, ЕЭП, ВТО отстаивать интересы белорусских предприятий – сделать снижение господдержки как можно более плавным.

 

 

Гражданское общество

 

Наличие развитого гражданского общества – один из приоритетов концепции национальной безопасности Беларуси. Только в развитом гражданском обществе возможно не только появление, но и становление и развитие новых положительных идей, дополнительных стратегий развития государства, отслеживание ошибок властей – т.е. появляется дополнительный аспект устойчивости развития. Я выступаю за консолидацию белорусского общества вместо искусственного разделения его на «провластных» и «оппозиционных» граждан. Готов содействовать конструктивному диалогу между указанными группами. Для недопущения подобного раскола в будущем считаю, что финансирование молодежной политики не должно сводиться лишь к деятельности БРСМ, а должно быть направлено на интересы всей молодежи.

Одним из условий для развития гражданского общества и истинного народовластия является право граждан на объединения и собрания. В нашем государстве право граждан на собрания ограничено желанием или нежеланием исполнительных комитетов. Стоит отметить, что многие председатели исполкомов и их заместители приезжают из других мест, т.е., не привязаны к подчиненной территории. Поэтому я считаю, что согласовывать массовые мероприятия должны не исполнительные комитеты, а Советы депутатов базового уровня. Также считаю, что в отношении проведения массовых мероприятий условия их согласования должны быть упрощены до разумного предела. По моему мнению, должно быть запрещено только проведение мероприятий по призыву к неконституционному свержению власти, разжиганию расовой и религиозной вражды, популяризации гомосексуализма и педофилии.

Для полноценного развития территорий, необходимо развивать органы территориального общественного самоуправления. В настоящее время (в соответствии с Законом "О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь") у органов территориального общественного самоуправления отсутствуют какие-либо значимые полномочия, есть только обязанности, что мешает их распространению по республике. Очевидно, что в этом направлении необходимо совершенствовать законодательство.

В Беларуси отсутствует институт конституционной жалобы гражданина. Гражданин может обратиться по данному вопросу только посредством депутата. Мне неизвестно, были ли такие случаи в Беларуси, но я со своей стороны готов всячески содействовать гражданам в защите конституционных прав. В настоящее время разрабатывается проект закона о конституционной жалобе гражданина, в его развитии готов принять активное участие.

 

 

Законодательная деятельность

 

Отсутствие продуманной и ответственной инициативы в законодательной деятельности приводит к наличию постоянных текущих проблем во всех сферах жизни государства, поскольку при отсутствии инициативы, невозможно полноценное прогнозирование и управление развитием в будущем. Я думаю всем уже известно, что число законопроектов, инициированных депутатами Парламента пока еще действующего созыва, не превышает трех. Это крайне удручающая ситуация для развитого государства, даже с учетом скидки на то, что значительная часть законодательства Беларуси регулируется нормативно-правовыми актами Президента. Подавляющее большинство законопроектов подготавливается Советом Министров. Данные законопроекты в силу объективных (большая загруженность СМ решением текущих задач) и субъективных причин решают «вчерашние» и в лучшем случае «сегодняшние» проблемы, но крайне редко направлены на предотвращение проблем и содействие развитию в будущем. Но от Совета Министров и не стоит требовать большего, ведь он представляет собой исполнительную власть. А вот от законодательной власти действительно необходимо требовать предвидения возникающих проблем и видения условий, способствующих устойчивому долгосрочному развитию Беларуси, которые должны быть оформлены в виде законов. Для этого от депутата требуются активность, инициативность, умение овладевать новыми знаниями и находить контакт с экспертами и заинтересованными гражданами. В одиночку создать полноценный законопроект вряд ли возможно. Поэтому от депутата требуется умение формировать группы экспертов по направлению и донести проект закона до избирателей в доступной форме с целью выслушать и учесть их мнение. Со своей стороны готов активно работать по совершенствованию законодательства и разработке новых законопроектов. За время пребывания в должности депутата районного Совета мною были подготовлены три проекта решения Совета, один из которых (о заслушивании отчета депутата перед избирателями) принят полностью, два других в несколько измененной форме.

Для полноценной реализации требования Конституции о равенстве белорусского и русского языков, считаю необходимым принятие всех законов на обоих языках одновременно (поскольку перевод закона с русского на белорусский или обратно уже не имеет силы закона).

 

 

Текст будет дополняться по мере поступления вопросов и предложений избирателей!

 

 

Мое выступление на канале СТВ 12.09.2012 г.

http://www.youtube.com/watch?v=uFoCsOBlRzg&feature=plcp

 

Дебаты между кандидатами в депутаты по Логойскому избирательному округу №75 с моим участием

http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=Yb0vGKGIhhg