О проекте Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам проведения выборов и референдумов»

5 сентября 2013 г. в Палату представителей Президентом Республики Беларусь внесен проект Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам проведения выборов и референдумов».

Список подготовивших законопроект лиц, обоснование необходимости принятия (далее – Обоснование), криминологическая экспертиза и текст законопроекта размещены на сайте www.parliament.gov.by/cpage.php/,-1,2,,,0,15,1,0.html?bill_guid=7900D82492EA44DA803A4704653B8B14.

 

Статья 1 законопроекта исключает из ст.4 Закона Республики Беларусь ”О статусе депутата местного Совета депутатов“ такой пункт, как признание полномочий депутата Советом. В пока еще действующей редакции Закона «О статусе депутата…» указано, что Совет по представлению мандатной комиссии Совета рассматривает вопрос о полномочиях депутатов Совета и принимает решение о признании их полномочий, а срок осуществления полномочий депутатом начинается со дня признания его полномочий Советом. Таким образом, кандидат в депутаты становится депутатом в полной мере не после объявления итогов выборов, а лишь со дня признания его полномочий (на первой сессии Света). В обосновании необходимости принятия законопроекта директор Национального центра законодательства и правовых исследований Республики Беларусь В.Д. Ипатов относительно исключения процедуры признания Советом полномочий депутатов отмечает следующее: «Указанная процедура носит формальный характер, поскольку ни Палата представителей, ни местный Совет депутатов реально не проверяют законность избрания депутатов. Эту функцию в соответствии с предоставленными полномочиями выполняют Центральная комиссия и территориальные комиссии по выборам в местные Советы депутатов. Отмена названной процедуры не будет иметь каких-либо негативных последствий и упростит процесс начала работы нового состава Палаты представителей, местных Советов депутатов». Да, можно с уверенностью сказать, что нигде в Беларуси мандатная комиссия не пользовалась в полном объеме предоставленным ей правом проверки законности избрания депутатов и в этом смысле В.Д. Ипатов прав, что процедура носит формальный характер. Но… Смоделируем такую ситуацию: выборы прошли с нарушением, но, например, наблюдатели не уложились в срок подачи жалобы или не было возможности ознакомиться с какими-либо документами и т.д. Что будет в итоге? Выборы будут признаны состоявшимися, хотя, по сути, они могли пройти с нарушениями. Тогда единственная возможность восстановить законность – это рассмотрение нарушений мандатной комиссией и Советом депутатов! И законопроект эту последнюю возможность исключает! На мой взгляд, процедуру признания полномочий депутата нужно не исключать, а оставить и усовершенствовать – детально прописать полномочия мандатной комиссии по проверке, сроки и порядок рассмотрения заявлений наблюдателей и граждан о нарушениях и т.д.

 

Статья 3 законопроекта вносит следующее дополнение в ст.13 Избирательного кодекса Республики Беларусь (далее – ИК): «Срок полномочий наблюдателя начинается со дня его аккредитации и заканчивается в день установления соответствующей комиссией результатов подсчета голосов, результатов или итогов выборов…». Т.е. после объявления итогов выборов наблюдатель уже лишен всех полномочий… И, в соответствии с выше изложенным, уже никто не будет рассматривать законность проведения выборов после объявления итогов… Кандидат в депутаты, даже если и выбран с нарушениями, на которые избиркомы по каким-либо причинам не обратили внимание, становится депутатом. Также эта статья ограничивает срок полномочий иностранных наблюдателей. В ныне действующей редакции ИК срок полномочий иностранного (международного) наблюдателя заканчивается в день опубликования итогов выборов, а в соответствии с законопроектом срок полномочий заканчивается в день установления итогов выборов, т.е. на некоторое время раньше (опубликование может занять от одного до четырех дней).

 

В продолжение ограничения сроков … в Обосновании на сей счет указано следующее: «В проекте предлагается установить предельный десятидневный срок подачи обращений о нарушении избирательного законодательства после проведения выборов, референдума, если иные сроки не установлены в Избирательном кодексе. Данное предложение обусловлено тем, что отсутствие предельного срока позволяет гражданам подавать в Центральную комиссию и в другие государственные органы обращения в течение продолжительного времени (до нескольких месяцев) после выборов. Рассмотреть такие обращения объективно и всесторонне не представляется возможным, поскольку к этому времени прекращены полномочия нижестоящих комиссий, действия которых в основном обжалуются в обращениях. Предлагаемая новелла позволит своевременно реагировать на нарушения избирательного законодательства.». Стоит заметить, что новелла не позволяет своевременно реагировать на нарушения, а обязывает в силу ограничения срока! Спрашивается, а почему предельный срок 10 дней? Более правильно ограничить срок датой открытия первой сессии. Ведь первые сессии открывают председатели избирательных комиссий, т.е. комиссии еще не упразднены! Также можно было бы и скорректировать срок полномочий комиссий, который регламентируется п. 18 законопроекта: ”Полномочия избирательных комиссий, указанных в настоящей статье, прекращаются через месяц после выборов.“. И также непонятно – почему объективно рассмотреть обращения нельзя, «поскольку к этому времени прекращены полномочия нижестоящих комиссий»? Ведь члены комиссии остаются в стране.

 

В статье 3 законопроекта есть и такой пункт: «часть восемнадцатую [ст.13 ИК] изложить в следующей редакции: ”Лица, препятствующие в день выборов… работе комиссий… по распоряжению председателей соответствующих комиссий… удаляются из помещений для голосования…“». Но статья никоим образом не определяет что же такое «препятствовать работе комиссий»! Опять же смоделируем ситуацию: ко входным дверям на участок для голосования подходят одновременно наблюдатель (женщина) и член комиссии (мужчина), но наблюдатель не пропускает члена комиссии, а входит первой. Является ли это препятствием работе комиссии, ведь она же на несколько секунд задержала члена комиссии, чем воспрепятствовала его работе? Т.е. по формальным признакам наблюдателя можно выдворить! Шутка, конечно, но в законах такие неконкретные понятия прописывать нельзя! Понятно, что здесь все отдано только на усмотрение председателя комиссии без какого-либо противовеса! Законодательство, в котором в отношении действий должностных лиц не предусмотрена система сдержек и противовесов, обрекает государство на… в общем, далеко не лучшее законодательство!

 

В действующей редакции ИК в п. 5 и 6 части первой ст. 42 ИК указано, что окружные избирательные комиссии по выборам в областные Советы депутатов, территориальные комиссии «содействуют организации выдвижения кандидатов в депутаты;» и «содействуют изготовлению плакатов с биографическими данными и предвыборными программами кандидатов в депутаты;». Законопроект эти пункты исключает! В Обосновании ничего не сказано, чем мотивировано данное решение, которое явно ухудшает предвыборный процесс!

 

Законопроект излагает часть седьмую статьи 45 в новой редакции: «Территориальные, окружные избирательные комиссии в средствах массовой информации или другим способом информируют избирателей о проведении встреч с кандидатами в… депутаты...“;». Это вполне себе положительное нововведение, т.к. кандидатам меньше придется беспокоиться об информировании граждан о встречах. Но как это будет реализовано на практике – вопрос. В той же статье сказано, что «заявления о предоставлении помещений подаются кандидатами, доверенными лицами кандидатов… в соответствующие территориальные, окружные избирательные комиссии не позднее чем за два дня до предполагаемой даты проведения мероприятия…». Допустим, что заявление подано за два дня до мероприятия (в пятницу, а хотим провести встречу в воскресенье), на следующий день разрешают провести мероприятие. И каким образом комиссия проинформирует граждан? Ни в местных газетах, ни по радио (ни даже на сайте газеты или исполкома) не проинформируешь – выходной. Максимум можно вывесить объявление на помещении комиссии, а это сами понимаете – ни о чем! Да, возможно, здесь приведен самый худший вариант, но даже в будние дни проблемно оперативно проинформировать граждан через газеты (самый массовый из местных СМИ источник информации), остается только местное радио, а это по нынешним меркам очень малая аудитория. Т.е. декларативно нововведение весьма положительное, но на практике мало что даст, хотя кандидатам нужно использовать и эту возможность.

 

Одно из главных нововведений законопроекта – это изменение порядка и объемов финансирования предвыборной кампании. В настоящее время избирательным кодексом предусмотрено выделение из бюджета на изготовление печатной продукции 4 базовых величин для кандидатов в депутаты районных Советов и 8 базовых величин для кандидатов в областные Советы. По своему опыту могу сказать, что 4 базовых в 2010 году вполне хватало для проведения кампании в округе из 1300 избирателей (тогда 400 000 руб. хватило на изготовление 7 цветных ламинированных плакатов А3 и 400 двухсторонних листовок, напечатанных офсетным способом). Сейчас, конечно, этого мало, тем более для кампании в областной Совет. Законопроект упраздняет выделение денежных средств из госбюджета, а предлагает формировать собственные избирательные фонды кандидатов. Предельные размеры избирательных фондов: кандидату в депутаты областного, Минского городского Совета депутатов в размере до 30 базовых величин, а кандидату в депутаты районного, городского, поселкового, сельского Совета депутатов – до 10 базовых величин. В принципе для качественной полиграфии этого мало, но для простых информационных печатных изданий достаточно. В Обосновании сказано: «Предлагается исключить из Избирательного кодекса положение о выделении кандидатам …в депутаты средств из республиканского бюджета на изготовление агитационных печатных материалов. Освободившиеся при этом средства будут направлены на изготовление избирательными комиссиями информационных материалов о кандидатах. Информационные материалы будут направляться каждому избирателю вместе с уведомлением о дате и времени голосования.». В общем, это тоже хорошая норма, которая разгрузит кандидатов в части информирования избирателей. Но как будут изготовлены эти материалы еще вопрос. В любом случае, изготавливать печатную продукцию с изложением своей программы нужно. Я до сих пор не понимаю сути норм ИК, в соответствии с которыми нельзя проводить агитацию в процессе сбора подписей и агитационные плакаты не должны находиться на участках в день выборов. Т.е. избиратель может выдвигать кандидата (а некоторые и голосовать на участке) только на основании биографии… По моему мнению – это крайне не правильно! Опять же мысленно создадим ситуацию: к избирателю домой приходит кандидат или член инициативной группы кандидата; показывает плакатик с биографическими данными, на котором фотография молодого человека с вполне себе нормальным лицом, в биографии написано, что кандидат родился в семье крестьян, закончил колледж и престижный ВУЗ, по специальности электроинженер. Чем плохая биография? И если избиратель не радикал, то конечно поставит подпись при выдвижении или проголосует на участке (если не читал агитматериалов). Так вот в чем дело, такой биографией обладал Салот Сар, боле известный в мире, как Пол Пот! Поэтому, я сторонник начала нормальной агитации с даты объявления выборов и окончания в момент закрытия участков.

 

Законопроект вводит ограничение по количеству округов, в которых может баллотироваться кандидат: «Гражданин может выдвигаться кандидатом … в депутаты местного Совета депутатов – по одному избирательному округу по выборам в местный Совет депутатов соответствующего территориального уровня.“». Достаточно «оригинальное» объяснение необходимости введения данной нормы изложено в Обосновании: «В настоящее время подобное ограничение отсутствует, в результате чего отдельные граждане выдвигают свою кандидатуру по нескольким округам. Предлагаемое правило будет соответствовать принципу равных условий для кандидатов, в определенной мере дисциплинирует потенциальных кандидатов, исключит участие в процессе выдвижения кандидатов случайных граждан.». Ну можно было бы понять введение этой нормы, если бы кандидатам выделялись деньги из бюджета, тогда эта норма экономила бы госсредства, но так ведь и деньги в законопроекте предлагается не выделять, т.е. экономии нет. Поражает, вообще говоря, притягивание сюда «за уши» принципа равных условий. И чем же этот принцип нарушался до настоящего времени?! Условия-то для всех кандидатов одинаковы – в каких округах хочешь, там и баллотируйся. Принцип равных условий должен служить развитию! Чем больше кандидатов, тем лучше для избирателей, вырабатывается одно из отличительных качеств человека – способность анализировать, а не «голосовать сердцем». А понимание принципа равенства, изложенное в Обосновании, соответствует только людям ограниченным, способным проводить предвыборные кампании только локально, да и то с поддержкой…

 

Есть и еще одно заметное нововведение в законопроекте: «Для регистрации кандидата в … депутаты местного Совета депутатов в окружную, территориальную избирательную комиссию представляются:

копии страниц паспорта, подтверждающие гражданство Республики Беларусь и регистрацию на территории Республики Беларусь, – для лиц, выдвинутых кандидатами в депутаты политическими партиями и трудовыми коллективами;

биографические данные лица, выдвинутого кандидатом в депутаты, по форме, установленной Центральной комиссией. Если лицо, выдвинутое кандидатом в депутаты, ранее имело судимость и (или) имеет судимость, сведения об этом указываются в биографических данных;

копии документов, подтверждающих сведения об образовании, месте работы, занимаемой должности (занятии) лица, выдвинутого кандидатом в депутаты, указанные в документах о выдвижении кандидатом;». Эти нормы я всецело поддерживаю и как бывший кандидат в депутаты и как обычный избиратель!

 

Предлагаемая в законопроекте к дополнению в ИК статья «701 Отмена решения о регистрации кандидата в Президенты Республики Беларусь, в депутаты за нарушение требований настоящего Кодекса» содержит основание для отмены решения о регистрации кандидата в случае «повторного нарушения требований настоящего Кодекса и иных актов законодательства Республики Беларусь о выборах, если ранее было вынесено предупреждение;». На мой взгляд, норма не очень четкая. Допустим, гражданин зарегистрировался кандидатом в депутаты районного и одновременно областного Совета депутатов. Далее, пусть ему было вынесено одно предупреждение за нарушение в ходе кампании в районный Совет депутатов районной избирательной комиссией. А затем он совершил нарушение в ходе кампании в областной Совет. Т.е., по сумме два нарушения Кодекса, но на разных уровнях. Выходит, что на основании предлагаемой статьи должны отменить регистрацию кандидата и в депутаты районного Совета и областного Совета? Хотя по логике отказывать в регистрации нельзя…

 

Конечно, еще много что можно комментировать не только по законопроекту, но и по всему избирательному законодательству… Например, в ИК есть ст. 95. «Проведение выборов депутатов местных Советов депутатов вместо выбывших». В указанной статье ИК указано: «Выборы назначаются соответствующим местным Советом депутатов не позднее чем за три месяца до их проведения…». Но нигде в ИК не указано – а когда же проводить эти выборы, какой крайний срок для проведения выборов. Мне известны три депутата местных Светов, которые по различным причинам перестали являться таковыми, причем раньше, чем за шесть месяцев до истечения срока их полномочий. Однако выборы вместо выбывших депутатов в тех округах, от которых они были избраны, не проводились. Оно и понятно - в законе не сказано когда их проводить. Таким образом, ИК вроде бы и указывает, что выборы вместо выбывших депутатов проводятся, но никак не устанавливает дату их проведения! В итоге жители тех округов, в которых депутаты выбыли, остаются без своих представителей в местных органах власти, что, по сути, нарушает их конституционные права! Об этом инициаторы законопроекта почему-то не думают.

 

Зная процесс рассмотрения законопроектов в Парламенте, могу с 99,9% уверенностью сказать, что все изменения в ИК, касающиеся выборов в местные Советы будут приняты в точно такой форме, как написано в проекте. Допускаю некоторые косметические изменения проекта, да и то вряд ли… Поэтому, всем тем, кто желает баллотироваться в депутаты местных Советов на предстоящих выборах, рекомендую поскорее и детально изучить законопроект по изменению Избирательного кодекса.

 

Выборы уже скоро… Сейчас в соответствии со ст. 24 местные Советы депутатов начинают утверждать число избирательных округов, подлежащих образованию, и среднюю численность избирателей на округ.

 

 

22.09.2013 г.